Киберсквоттинг. Виды, принцип действия и законность киберсквоттинга.

Киберсквоттинг — понятие, которым обозначается приобретение доменных имён, созвучных с названиями известных компаний, или же просто приобретение «дорогих» доменов с целью дальнейшей продажи или заработка на размещении рекламы. Соответственно, людей, практикующих киберсквоттинг, принято называть киберсквоттерами.

Некоторые считают, что киберсквоттинг — мошенничество и финансовые махинации, другие же называют это «классическим бизнесом«. Как осуществляется киберсквоттинг? Какую же опасность несёт киберсквоттинг в интернете? Какие существуют виды киберсквоттинга и чем они отличаются друг от друга? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить вам в этой статье.

Виды киберсквоттинга

Тайпсквоттинг — регистрация доменных имён, схожих по написанию и произношению с названиями популярных интернет-ресурсов. Тайпсквоттинг рассчитан именно на ошибку пользователя, который, предположим, желает попасть на сайт «www.sitename.ru«, а из-за случайной ошибки попадает на сайт «wwwsitename.ru«, создатель которого зарабатывает деньги на таких «случайных посетителях«. Тайпсквоттинг очень популярен в сети, а сталкиваться с ним приходилось очень многим популярным ресурсам.

Брендовый киберсквоттинг — регистрация различных доменных имён, схожих с названиями различных брендов, торговых марок, корпораций и т.д. Брендовый киберсквоттинг пользуется огромной популярностью. В своё время многим удалось зарегистрировать такие домены, как Yandex.com или Coca-Cola.ru.

К примеру, создатель фильма «ABC» регистрирует доменное имя «ABC.COM», а киберсквоттер, воспользовавшись моментом, регистрирует доменное имя «ABC2.COM», в надежде, что скоро появится сиквел фильма. Также к такому виду киберсквоттинга относится регистрация созвучных доменных имён в другой зоне.

Защитный киберсквоттинг — это когда владелец домена регистрирует всевозможные созвучные варианты своего же доменного имени, чтобы не стать жертвой киберсквоттеров. К примеру, владелец регистрирует сначала домен «mysite.ru», а затем регистрирует созвучные домены: «mysite.com», «mysite.org», «mysite-msk.ru», а также «anti-mysite.ru», чтобы киберсквоттер не мог зарегистрировать такой домен.

Географический киберсквоттинг — регистрация доменных имён с названиями населённых пунктов, различных географических объектов, областей и т.д. К примеру: «moskow.ru», «saransk.com», «ukraine.org» и т.п. Географический киберсквоттинг менее популярен, чем тайпсквоттинг или брендовый киберсквоттинг, но в итоге он фактически сводится к тому же.

Отраслевой киберсквоттинг — регистрация доменных имён, так или иначе связанных с отраслями экономики, коммерческой деятельностью, а так же различных услуг, например: «turizm.net.ru», «стройматериалы.рф», «business.org» и тому подобное. Принято считать, что отраслевой киберсквоттинг — самый популярный, прибыльный и законный способ киберсквоттинга.

Именной киберсквоттинг — регистрация доменных имён, созвучных с именами знаменитых людей: «putin.ru», «митяев.рф», «bieber.com» и т.д. В России данный вид киберсквоттинга не пользуется практически никакой популярностью, но в мире он достаточно популярен.

Криминальный киберсквоттинг — регистрация доменов с целью дальнейшего шантажа. Например, кто-то регистрирует домен с названием какой-либо компании, а затем звонит в компанию и начинает шантажировать их тем, что разместит на сайте какую-либо провокационную информацию или контент. За домен он, конечно же, просит приличную сумму денег. Такой вид киберсквоттинга преследуется по закону и осуществляется очень редко, ибо это рискованный шаг.

Принцип действия и законность данной деятельности

Киберсквоттеры не регистрируют домены с каким-либо бессмысленным сочетанием символов. Они стараются регистрировать популярные и перспективные слова. Чаще всего регистрируются короткие домены второго уровня, состоящие из одного или двух слов.

Законность киберсквоттинга уже многие годы находится под вопросом. Отраслевой, защитный и географический киберсквоттинг не является нарушением законодательства, зато тайпсквоттинг, брендовый, именной и криминальный киберсквоттинг могут быть обжалованы в суде владельцами компаний, брендов и торговых марок. Что касается регистраторов, то они даже поощряют киберсквоттинг.

Например, по итогам 2009 года был награждён киберсквоттер Илья Круковер регистратором RU-Center. С проблемой киберсквоттинга столкнулась кириллическая зона .РФ, когда RU-Center и ещё пять регистраторов регистрировали на своё имя огромное количество доменных имён с целью дальнейшей продажи их на аукционах. Все эти действия являются нарушением федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем против шести регистраторов были возбуждены уголовные дела.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>